На определенной хронологической стадии образовался алтайский праязык, составивший семью алтайских языков и этносов. Алтайский праязык в свое время разделился на тюркский, монгольский и тунгусо-маньчжурский языки. По-видимому, еще у древнейшего алтайского этноса (племени) тотемом являлся волк, поскольку впоследствии и у тюркских, и у монгольских племен тотемом выступает это же животное.
Культ небесного волка занимает важное место в тюркской мифологии. Он стал древним общетюркским тотемом.
История рода Ашина, и вообще история тюрок, берёт своё начало от «десяти сыновей», рождённых волчицей. Слово «Ашина» означает «превосходный, небесный волк».
Декабристъ
07.Jan.2008, 14:01
Эта генеалогическая легенда нашла своё отражение на надгробном памятнике, относящемся к раннему периоду Тюркского каганата. На памятнике в виде барельефа нарисована изуродованная человеческая фигура (отрублены рука и нога), лежащая под брюхом волчицы и сосущая молоко.
Небесный волк играет важную роль в победах тюрок: он является предводителем войска.
Общетюркский культ волка своими корнями уходит в древние времена. В жизни народов, занимавшихся кочевым скотоводством, волк занимал заметное место, так как часто угрожал стаду. По китайским источникам, лучшие части тюркской кавалерии назывались волки. Слова «тюркский хан» и «волк» были синонимами. На знамени древних тюрок (тюрок Ашина) была изображена волчья голова. Главным тотемом огузов-кипчаков в X-XII вв. являлся сивый волк. Слово «буре» (волк) у древних тюрок использовался для образования имён. Особенно это наблюдается в высших слоях общества.
Таковыми, судя по генеалогической легенде о происхождении десяти тюркских племён, были мальчик из дома Хунну по имени Ашина и волчица. Волк был общетюркским тотемом. С распадом тюркского сообщества был низведён и тотем. Должно было исчезнуть как символ союза племён и изображение тотема. Отдельный его орган или определённая масть животного стали тотемом того или иного племени.
Татары верили, что их тотемным животным, предком был Белый волк. О нём слагались легенды и сказки. В одной легенде говорится, что когда-то в древние времена народ при кочевании по горно-лесистым местам заблудился и был окружён врагами. Спас этот народ от гибели и взял его под своё покровительство Белый волк, который по тайным дорогам вывел людей из окружения.
В татарской сказке «Ак буре» (Белый волк) фигурирует волшебный волк-оборотень, который часто меняет своё обличье, помогает герою и превращает его врагов в каменных идолов. В татарском фольклоре волк выступает сверхмощным и огромным существом, достигающим длины до 60 метров. Сила и огромные размеры волка метафорически сравниваются с легендарным Алыпом, общетюркским героем.
Вот немножко инфы. У кого какие соображения по этому поводу ?Добавлено (20.04.2010, 15:59)
---------------------------------------------
Вот еще немножко инфы интересной.
ВОЛК
Волк на Востоке у древних тюрков и монголов являлся основным тотемом, почитался, как прародитель. Его называли «Кёк Курт», где слово «кёк» означает небо, голубой цвет, а «курт» - корень слова «куртулуш» - спасение, избавление, освобождение, отсюда – подлинный смысл «Голубой Небесный Спаситель». Сильный, свободолюбивый и умный зверь действительно мог вскормить и спасти от гибели случайно найденное дитя.
О таких случаях до сих пор изредка становится известно. Вспомните «Маугли» Киплинга. А сообщения из Индии? Они ведь действительно были. Даже в XX веке. О подобном случае рассказывает китайский источник 119 года до нашей эры, когда гуннский вождь совершил набег на короля У-суньей Кун-мо , которого воспитала волчица.
Кстати, почитание Волка прослеживается и у древних римлян . Одно из племен древних тюрков проникло в Италию, смешалось с местным населением, забыло свой язык, но историю о легендарных основателях Рима, своих прародителях Ромуле и Реме , вскормленных волком Марсом и волчицей Сильвией племя тюрок-самнитов, основателей Рима, сохранило, как и праздник луперкалиев, первоначально посвященный волку ( «лупус» - в переводе означает «волк»)..
Китайские хроники шестого века сообщают о народе Тукью (Кёк Курт), отмечая, что дружина тюркских вождей именовала себя «Фу-ли», что в переводе означает «Волк».
«Голубогривый волк» - так именовали самых великих богатырей в киргизских дастанах.
По одной из татарских легенд благородный Белый Волк взял татар под свою защиту и вывел их из гор и лесов, где они заблудились, лишь одному ему известными волчьими тропами. Связь женщины с Волком присутствует в легендах племен, населявших Камчатку. Алтайские и сибирские онгоны с изображениями волка или волчицы как скульптурные изображения изготовлялись из металла, дерева, камня, кости и так далее. Алтайские тюркские племена изображали волка на шаманских бубнах, обращались к волку в молитвенных песнопениях.
Из легенды, записанной в Минусинской котловине ( юг Красноярского края) следует, что маленький мальчик, забравшийся в подземный мир через пещеру, сначала встречается со львом и медведями, а затем с тринадцатью девушками, которые превращаются в волчиц и нападают на него. По местным представлениям шаман тоже мог перевоплощаться в волка. В алтайском эпосе «Ак-Тойчы» и хакасском «Албынжи» ( Ах-Пуур), а также в татарском «Белый Волк» - прославляется образ царственного волка.
Китайские источники позволяют соотносить существование тотема волка с периодом времени не менее пяти тысяч лет. Древнейшие изображения тюркских волков - это рисунок волчицы на скале одной из гор Тянь-Шаня, а также изображенная на одной из скальных плит бассейна реки Енисей полосатая фигура Волка с оскаленной пастью и закинутым над спиной хвостом, имеющим очертания длинного и тонкого гребешка.
Упомяну и том, что, к примеру, даже само происхождение имени башкирского народа, проживающего ныне в южном Предуралье, обязано национальному тотему-покровителю – Волку. «Баш-кир» - искаженное «баш курт» или буквально – «главный, головной, матерый волк ( спаситель)».
Кстати, в Алтайских горах находится множество вершин именуемых одинаково – «Волчья гора». Образ Небесного Спасителя, обозначаемый именем Небесного (Голубого) Волка проходит через всю канву повествования древнеуйгурского памятника письменности «Огуз-наме». Для не знающих языка поясняю, что в тюркских языках слова «небо» и «голубое (синее)» обозначаются одним и тем же словом и являются взаимозаменяемыми синонимами.
Добавлено (20.04.2010, 16:07)
---------------------------------------------
ТОТЕМИЗМ ВОЛКА У ТЮРКСКИХ НАРОДОВ
Символ волка вбирает в себя много положительных качеств, и, бесспорно, поэтому, он издревле является тотемом у тюркских народов.
Волк - это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности. (Тогда как, так называемого царя зверей - льва дрессируют в цирке.)
Волк - это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти.
Волк не подбирает падаль, а значит - это и символ чистоты.
Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. - Волк - это и символ высокой нравственности, преданности семье. (Чего не скажешь о самцах других животных.)
Волк - символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого.
Наши древние предки передали нам высшую философию через образ волка.
Добавлено (20.04.2010, 16:16)
---------------------------------------------
Волк, как тотем, занимал большое место в мифологии древних тюрков и монголов. В тюрко-монгольской мифологии волк выступает в качестве прародителя и покровителя всех тюрков и монголов.